Этот форум проводила международная ассоциация «Живая классика» при поддержке Санкт-Петербургского государственного университета, Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Музея  В. Набокова, Института мировой литературы им. А.М.Горького и Принстонского университета (США). По словам организаторов мероприятия, этот форум — «попытка создания нового жанра, новой формы. Это не традиционные юбилейные торжества, не строго филологическая конференция, не фестиваль, а опыт одновременного глубоко научного осмысления явлений современной культуры и непосредственного живого диалога с этой культурой».

 

Первая половина всех четырех дней форума была посвящена докладам издателей и редакторов Битова, критиков и литературоведов. Заседания проходили в Музее В. Набокова на Большой Морской, 47. В первый день, озаглавленный «Битов о литературе и литература о Битове», прозвучали доклады К. М. Успенской (первого редактора Андрея Битова) А. В. Успенской, С. В. Шевелева, Н. Е. Соколовской («Азбука»), А. Ю. Арьева («Звезда»), В. П. Кочетова («Вагриус»), Л. П. Дорофеевой («Фортуна L»), А. Л. Бердичевской (Футурум БМ«), В. Г. Лошкаревой (Tabula rasa) и Элен Чансес (Russian literature). Сам юбиляр комментировал почти каждое выступление, горячо благодарил всех тех, с кем ему доводилось работать на своем долгом и нелегком творческом пути. А вечером состоялось торжественное открытие форума в гостинице «Амбассадор», где представителем Комитета по печати Битову была вручена особая награда, серебряная медаль за номером 001 за заслуги в области развития российской словесности.

 

Юбиляра пришли поздравить его друзья и коллеги писатели Юз Алешковский, Лидия Гладкая, Глеб Горбовский, Валерий Попов, Сергей Носов. Особенно трогательным было выступление Инги Петкевич, бывшей жены Андрея Георгиевича, которая рассказала о том, как тяжело было им, двум ярким творческим натурам, уживаться под одной крышей, — но после развода она поняла, что все остальные мужчины не идут ни в какое сравнение с Битовым, и никто никогда не заменит ей его. Юз Алешковский в качестве поздравительной речи исполнил свою замечательную и очень смешную песню про эмалированные чайнички.

 

После фуршета в «Амбассадоре» участники форума совершили паломничество к Чижику-Пыжику на Фонтанке, где авторы этого проекта Андрей Битов и Резо Габриадзе рассказывали об истории создания памятника Чижику и о его дальнейшей судьбе. Эту маленькую птичку много раз крали, иногда из личной корысти, иногда это были акты вандализма (однажды голову Чижика нашли на могиле Зощенко рядом с головой Зощенко), однако памятник каждый раз устанавливали заново, и он стал уже неотъемлемой частью Петербурга, обязательным пунктом в каждой туристической программе, что, в общем, радует Битова.

 

Большим сюрпризом для всех стал красивейший фейерверк в честь Битова, устроенный организаторами форума на другом берегу Фонтанки, он очень растрогал писателя, Андрей Георгиевич даже заплакал от умиления и сказал: «Я этого не заслужил».

 

Второй день Форума был озаглавлен «Петроградская сторона». В рамках конференции прозвучали научные доклады Б. В. Аверина, И. П. Смирнова, М. фон Хирш, А. Большева, В. Шмида, А. Арьева и других. Затем участники посетили дом на Аптекарском острове, в котором прошло детство писателя, и участвовали в посадке дерева в Ботаническом саду. Битов хотел посадить кедр в честь своей матери, фамилия которой была Кедрова, но кедра, видимо, не оказалось, поэтому он посадил сосну.

 

Вечером в арт-кафе «Бродячая собака» состоялся моноспектакль В. Захарова по рассказу Битова «Бездельник». Мастерство актера позволило зрителям окунуться в атмосферу рассказа, проникнутую безысходностью и грустью, в атмосферу безвременья и застоя шестидесятых годов.

 

После спектакля участников повезли на экскурсию в Пушкинский Дом, показали кабинет директора, в котором герои Битовского романа Левушка Одоевцев и Митишатьев устроили пьяный дебош и погром во время Левушкиного ночного дежурства в музее. Потом все поднялись в круглую залу под самым куполом, где была открыта выставка «Комментарии к роману». На ней были представлены фотографии Петербурга 60-х годов, а также старинный чайник и два стакана с подстаканниками, из которых пили герои романа. Кроме того участников ждал очередной сюрприз — фуршет. Как выяснилось, Пушкинский Дом в ночное время очень располагает к употреблению крепких спиртных напитков.

 

Конференционная программа третьего дня, озаглавленного «Кавказский пленник», была подразделена на две части: «Уроки Армении» и «Грузинский альбом». В рамках первой части прозвучали выступления друзей писателя и деятелей культуры из Армении, в том числе сына Гранта Матевосяна, писателя и друга Битова. Министерством культуры Армении Андрею Георгиевичу была вручена золотая медаль. Сильное впечатление на участников и гостей форума произвело выступление ансамбля армянской классической музыки «Кантех».

 

После обеда в Музее В. Набокова состоялось открытие выставки Резо Габриадзе «Пушкин-бабочка» и показ мультфильма Битова и Габриадзе «Свободу Пушкину!», а также звучало грузинское хоровое пение. Затем  И. Б. Роднянская прочитала замечательный доклад «Битов и Пенелопа», после чего участники форума поехали на премьеру спектакля Г. Козлова «Пенелопа» в Театр им. Ленсовета. Молодые актеры С. Агафонов и Е.Гороховская играли замечательно, зрители были очень растроганы, многие тайком утирали слезы. После окончания спектакля на сцену вышел Андрей Битов и сказал, что даже во время написания рассказа много лет назад ему не было так стыдно за своего героя, как теперь, в зрительном зале, и просил прощения у всех.

 

Последний день форума, названный «Оглашенные», был очень интересным и насыщенным с научной точки зрения. С докладами выступили И. Сухих, И. Сурат, С. Бочаров, Э. Чансес, П. Мейер, С. Фомичев и другие. Небольшое сообщение о переводах Битова на немецкий язык и о его устных комментариях к своим произведениям сделала также переводчица Розмари Титце.

 

Вечером был прощальный ужин и выступления Б. Ахмадулиной, А. Битова, Ю. Алешковского и Л.Петрушевской в Джазовой филармонии на Загородном проспекте. Ахмадулина читала свои стихи, Алешковский спел несколько своих песен, в том числе про эмалированные чайнички и хорошо известную его современникам песню «Товарищ Сталин, вы большой ученый». А Людмила Петрушевская просто поразила всех присутствующих, исполнив три легких, веселых песенки — французскую Champs Elysees, немецкую про Лили Марлен и английскую — в собственном переводе на русский. Тем самым она предстала перед своими читателями в совершенно новом неожиданном облике.

 

Битов в сопровождении четырех музыкантов (Битов-квинтет) читал черновики стихов Пушкина: «Вновь я посетил…», «Не дорого ценю я громкие права…», «Зачем ты послан был и кто тебя послал?..», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы». Тексты в сопровождении талантливой музыкальной импровизации рождали ощущение сотворчества, сопричастности творческому процессу рождения гениальных стихов. Создавалось такое чувство, будто частица души великого поэта поселилась на время в тело Битова и высказывает себя через него, как будто сам Пушкин незримо, но явственно присутствует среди нас.